Что же такое Интересное?
Категорию интересное нередко оспаривают, основываясь на том, что она является достаточно субъективной. Данную точку зрения нельзя отбрасывать, поскольку, действительно: «Некоторых интересует одно, других — абсолютно другое. Интересное всегда является интересным для кого-либо». Однако, аналогичным образом можно сказать и о «прекрасном», и о «добром», правда, не многие спорят о необходимости эстетики и этики как наук о красоте и доброте. Интересное некоторые люди видят в одном, а другие находят интересное в совсем другом, возможно даже противоположном первому. Вопрос не в том, что интересное для различных людей, а что же это такое само интересное, что подразумевает под собой такие понятия как: «интересовать» и «быть интересным». В случае если одному интересен теннис, а второму баскетбол, одному этика и этикет, а второму иностранные языки, одному Кант, а второму Ницше, то все они отыскивают для себя что-нибудь интересное в различных явлениях. В этом случае мы делаем обычную феноменологическую редукцию, убирая различные субъектные и объектные обстоятельства, кого и по какой причине интересует именно то, а не другое, и концентрируем своё внимание на самом феномене понятия интересного, который аналогичен для всех, кто бы чем ни интересовался.
Соотношение между двумя полярными полюсами одной модальности, реальным и нереальным, переход из наименее реального к наиболее реальному — вот что является феноменом интересного. Так, интересность произведения искусства либо теории обратно пропорциональна возможности ее тезиса и прямо пропорциональна правдивости аргумента. Наиболее интересная теория — та, что наиболее последовательным образом и неоспоримо доказывает то, что наименее реально. К примеру, вероятность воскрешения человека после смерти, необыкновенно мала, поэтому и теория и повествование, доказывающие возможность воскресения человека, уже на протяжении нескольких тысячелетий вызывают достаточно сильный интерес у внушительной части человечества, и тем самым определяют сюжетосложение всей истории человечества. Вероятность того, что старик Федор Кузьмич является императором Александром первым, просто мизерная, и веские исторические аргументы в пользу данного тезиса явили бы миры достаточно интересное доказательство, которое, безусловно, вызвало бы недюжинный ажиотаж и получило статус интересное для многих представителей человечества.
|